Меню раздела

ЖИЛЯК Анатолий Иванович

(1916 г.р., Украина, Бердичев, Житомирская обл.)

(дедушка  Сосновской Анны Сергеевны,
воспитателя дошкольного образования
ГУО "Ясли-сад №354 г.Минска")

"Там, где переходы и завалы,
Рваная колючка на столбах,
Умирали наши запевалы
С недопетой песней на губах."

                             М. Дудин

О вкладе военных музыкантов в Победу мы знаем очень мало. К сожалению, история военных оркестров Красной армии всё ещё остаётся белым пятном. На фронтах Великой Отечественной музыку любили. А обязанность поддерживать боевой дух красноармейцев и создавать им культурный досуг лежала на военных оркестрах.

В 1941 году в полках Красной армии были музыкальные взводы, но не было штатных оркестров. Вместо репетиций, совершенствования мастерства игры на инструментах, разучивания новых мелодий, военнослужащие музвзвода несли караульную службу и занимались хозяйственными работами. А по непосредственному назначению музыканты использовались лишь на вручении наград и смотрах личного состава частей полка или дивизии. Во время наступления войск они играли роль похоронных и трофейных команд, хороня убитых и собирая оружие, боеприпасы и снаряжение на поле боя. В обороне несли караульную службу, следили за штабами и складами. Руки военных музыкантов чаще держали лопаты, чем инструменты. Трубачи и ударники выполняли сапёрные работы, строя дороги, мосты, блиндажи и копая траншеи, а ещё помогали медсанбатам, трудясь в них санитарами.

Всё изменилось в 1944 году, когда командование Красной армии всерьёз взялось за военную музыку. Благодаря приказу № 071 маршала Жукова и директиве Главного политуправления РККА полковые и дивизионные оркестры стали штатными единицами в войсках. Они выросли в численности, их укомплектовали годными к строевой службе музыкантами и обеспечили инструментами. А руководить ими стали капельмейстеры с музыкальным образованием.

  

Оркестры занялись своим делом. Они исполняли не только марши и советские песни, но и классику. Теперь музыка часто звучала на строевых занятиях, смотрах, парадах и, конечно, на концертах, которые давались в промежутке между боями. Музыканты играли на передовой, воодушевляя бойцов перед наступлением во время операций. Концерты давали в лесах и полях, на военных кораблях и аэродромах, в городах и селах, где временно базировались войсковые части, в госпиталях и эвакуационных пунктах. Наравне с фронтовиками и тружениками тыла актеры, музыканты приближали победу, поддерживая моральный дух и стойкость солдат и командиров, медсестер и врачей — всех тех, от кого исход войны зависел напрямую.

Случалось, что во время выступлений артисты попадали под обстрелы, вместе с солдатами принимали огонь на себя. 

    

Одним из таких музыкантов и был ЖИЛЯК Анатолий Иванович. Сначала он играл на трубе. Но после перенесённого воспаления лёгких, пришлось перейти на барабаны.

Обычно в оркестре перед каждым из музыкантов находится нотное изображение партии для его инструмента. Вот таким переписчиком в оркестре был старшина Анатолий Иванович. После войны Жиляк А.И. работал в оркестре штаба Белорусского военного округа.