Меню раздела

Развитие  самостоятельности у детей 3-4 лет

          Расти - это значит прежде всего учиться все делать самому. И действительно, главная особенность детства - зависимость маленького человека от старших. Повзрослеть - значит обрести самостоятельность. Помочь ребенку стать взрослым - одна из основных задач, которые ставят перед собой родители. В то же время наши усилия научить детей самим умываться, одеваться вроде бы не имеют ничего общего с такой целью. Действительно, независимо от того, понукаем мы детей или нет, в конце концов они все равно приобретут эти навыки.

Поэтому, ставя подобную проблему, мы беремся за ее решение вовсе не из опасения, что дети не научатся сами одевать или умываться, а для того, чтобы поощрять желание малышей обрести независимость в поступках и в мыслях.

           Вот пять общих рекомендаций, которые всегда полезно иметь ввиду, если хотите помочь ребенку научиться делать все самостоятельно.

  1. Не будьте назойливы. Ребенок уже в 3 года уже в силах самостоятельно раздеться. Настаивать или требовать - не самый верный путь поощрения ребенка к самостоятельности.
  2. Подражание - великая сила. Если ребенок свободно гуляет по квартире, он увидит то, что вы делаете и чему стараетесь его научить. Если ребенок предложит вам свою помощь, например, в одевании – не отказывайтесь: это тоже подражание.
  3. Всегда   очень   полезно   наградить   ребенка   ласковым  словом за достигнутые успехи. И наоборот, если вы сделаете малышу замечание, что он плохо причесался, вы только подорвете его веру в себя.
  4. Обратите внимание на некоторые мелочи быта. Ребенку, как правило, трудно дотянуться до умывальника, если у него нет специальной скамеечки. Бывает, что вешалка прибита слишком высоко, поместите ее пониже - под рост ребенка. Это поможет ему быстрее научиться самостоятельно пользоваться ею.
  5. Конечно, нужно хвалить малыша за то, что он сам одевается или умывается,  но  важно  также  внушить  ему,  что   все   это  обычные повседневные привычки. Если же мы слишком настаиваем на том, чтобы   ребенок   сам   одевался   или   чистил   зубы,   то   невольно преувеличиваем   значение   этих   простых   процедур.   Нередко   мы объявляем, что пришла пора купаться так, словно это какое-то очень важное мероприятие. Если же мы будем подходить к этим делам спокойно, то ребенок тоже будет также к этому относиться.

          Поначалу мы наверняка столкнемся с какими-то трудностями, и хорошо бы придумать какое-нибудь интересное для ребенка занятие, например, предложить ему после того, как он умоется: «ты бы мог помочь мне приготовить завтрак, только побыстрее оденься, а то не успеешь, и я все сделаю сама».

          Поскольку подобная программа лишь составная часть общего формирования самостоятельности личности, можно заключить, что чем более сложившимися будут наши взаимоотношения с ребенком, тем более эффективной эта программа окажется. Вешалки на нужной высоте, скамеечки для умывальни­ка - это всего лишь незначительная часть жизни. Наша задача - создать у ребенка определенный образ мышления, и мы тем более преуспеем в этом, чем активнее сами будем показывать хороший пример детям.

Источник: А.Баркан Практическая психология для родителей—М., 2000