Меню раздела

Страничку подготовили:
учитель-дефектолог
первой квалификационной категории
Потоцкая Людмила Ремовна

учитель-дефектолог
первой квалификационной категории
Ладутько Наталья Федоровна

Главными задачами работы в группе с ОНР являются:
- осуществление  углубленного       психолого-педагогического обследования ребенка с целью определения оптимальных путей оказания коррекционно-педагогической помощи;
- создание    необходимой   коррекционно-развивающей среды   для обеспечения   индивидуально-ориентированной педагогической   помощи детям по исправлению или ослаблению имеющихся нарушений;
- формирование общих способностей к  учению с целью обеспечения выполнения детьми образовательных стандартов на уровнях дошкольного и общего базового образования;
- повышение уровня интеллектуального развития детей за счет развития психических процессов, формирования позитивной мотивации к учебной деятельности, регуляции функций самоконтроля у детей;
- разработка и реализация перспективных планов работы   по исправлению индивидуальных нарушений развития с учетом структуры и степени тяжести нарушений развития, выявленных у детей;
-консультирование педагогов учреждения образования, законных представителей воспитанников по вопросам  индивидуализации обучения и воспитания.

В состав группы детей с ОНР зачисляются дети  с относительно более лёгкими речевыми нарушениями, чем дети речевых групп специализированных дошкольных учреждений  (групп для детей с тяжелыми нарушениями речи – ТНР). 
Показания к зачислению в группу детей с ТНР:
фонетические нарушения, фонетико-фонематические нарушения речи, нерезко выраженное общее недоразвитие речи, нарушения темпо-ритмической стороны речи.
Различные варианты общего недоразвития речи при наличии II, III уровней речевого развития квалифицируются как тяжёлые нарушения речи и являются показанием к приёму в исключительных случаях, по решению ПМПК ЦКРОиР. Дети с тяжёлыми нарушениями речи обучаются в учреждениях специального образования или иных учреждениях образования, реализующих образовательные программы специального образования на уровне дошкольного образования.
Основной формой оказания коррекционно-педагогической помощи являются групповые (подгрупповые) и индивидуальные занятия. Периодичность посещения занятий детьми в  группу детей с ТНР определяется учителем-дефектологом с учётом индивидуальных особенностей развития ребёнка, характера имеющегося нарушения, в среднем 2-3 раза в неделю.
Комплектование групп  детей с ТНР осуществляется до 25 августа.
Зачисление детей в группу детей с ТНР осуществляется приказом руководителя учреждения образования, на базе которого открыта группа детей с  ТНР.                                                  
Основание: Постановление Министерства образования Республики Беларусь №90 от 19.07.2011"Об утверждении Положения о специальном дошкольном учреждении"

 

Речь ребенка развивается под влиянием речи взрослых и в значительной мере зависит от достаточной речевой практики, нормального социального и речевого окружения, от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Разговаривайте со своим ребенком во время всех видов деятельности, таких как приготовление еды, уборка, одевание-раздевание, игра, прогулка и т.д. Говорите о том, что вы делаете, видите, что делает ребенок, что делают другие люди и что видит ваш ребенок.

Говорите, используя ПРАВИЛЬНО построенные фразы, предложения. Ваше предложение должно быть на 1-2 слова длиннее, чем у ребенка. Если ваш ребенок пока еще изъясняется только однословными предложениями, то ваша фраза должна состоять из 2 слов.

Задавайте ОТКРЫТЫЕ вопросы. Это будет стимулировать вашего ребенка использовать несколько слов для ответа. Например, говорите "Что он делает?" вместо «Он играет?»

Выдерживайте временную паузу, чтобы у ребенка была возможность говорить и отвечать на вопросы.

Слушайте звуки и шумы. Спросите «Что это?» Это может быть лай собаки, шум ветра, мотор самолета и т.д.

Расскажите короткий рассказ, историю. Затем помогите ребенку рассказать эту же историю Вам или кому-нибудь еще.

Если вам ребенок употребляет всего лишь несколько слов в речи, помогайте ему обогащать свою речь новыми словами. Выберите 5-6 слов (части тела, игрушки, продукты) и назовите их ребенку. Дайте ему возможность повторить эти слова. Не ожидайте, что ребенок произнесет их отлично. Воодушевите ребенка и продолжайте их заучивать. После того, как ребенок произнес эти слова, введите 5-6 новых слов. Продолжайте добавлять слова до тех пор, пока ребенок не узнает большинство предметов, окружающей жизни. Занимайтесь каждый день.

    Если ребенок называет только одно слово, начните учить его коротким фразам. Используйте слова, которые ваш ребенок знает. Добавьте цвет, размер, действие. Например, если ребенок говорит «мяч», последовательно научите его говорить «Большой мяч», «Танин мяч», «круглый мяч» и т.д.

  Большинство занятий проводите в игровой форме. Работа с ребенком должна активизировать речевое подражание, формировать элементы связной речи, развивать память и внимание.

  Весьма важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие ребенка, а не дожидаться, когда он «сам заговорит».

Автор статьи – преподаватель ЦГРД Сидякина Н.Н.