Меню раздела

Артикуляционная гимнастика для формирования правильного произношения всех звуков
   
         
Упражнение 1. «ОКОШКО»
Цель: научить удерживать рот широко  открытым. Активизировать круговую мышцу рта и подвижность верхней губы. Научить опускать ко­рень языка и продвигать язык вплот­ную к зубам.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, широко открыть рот. Расслабленный язык придвинуть вплотную к зубам. Удерживать по­зицию под счёт до пяти.
Методические указания: следить, чтобы губы были растянуты, зубы видны, корень языка опущен, язык располагался в полости рта симме­трично.
При достижении первой цели воз­можны трудности: невозможность широко открывать рот вследствие спаечного процесса в области нёбных дужек, слабость жевательных мышц и невозможность удержания рта от­крытым. В случае возникновения указанных трудностей необходимы дополнительные упражнения для жевательных мышц, пока не появит­ся возможность широко открывать рот.
Трудности достижения второй цели связаны в основном с малой подвижностью верхней губы, а так­же со сложностями удержания в поле активного внимания двух позиций: удержание рта открытым, поднима­ние верхней губы.
 
Упражнение 2. «ЗАБОРЧИК»
Цель: вырабатывать умение удер­живать губы в улыбке, обнажая ниж­ние и верхние передние зубы.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показывая верхние и нижние зубы. Удерживать губы в та­ком положении под счёт до пяти.
Методические указания: 1) сле­дить, чтобы при улыбке верхняя губа не подворачивалась, не натягивалась на верхние зубы; 2) если ребёнок не показывает нижние зубы, нужно на­учить его опускать нижнюю губу;
3) нижняя челюсть неподвижна;
4) улыбка симметричная.
 
Упражнение 3. «КАЧЕЛИ»
Цель: вырабатывать умение подни­мать язык вверх. Развивать точность и активность кончика языка, умение быстро менять его положение.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, широкий язык загнуть на нижнюю губу (потянуться к подбо­родку) на счёт «раз».
На счёт «два» загнуть язык на верхнюю губу (по­тянуться к носу).
Методические указания: 1) сле­дить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть и губы оставались неподвижными; 2) язык должен оста­ваться широким; 3) следить, чтобы при подъёме языка вверх нижняя губа не поддерживала его.
 
Упражнение 4. «ВКУСНОЕ ВАРЕНЬЕ»
Цель: вырабатывать движение пе­редней части языка вверх и положе­ние языка, близкое к форме чашечки, которое он принимает при произнесе­нии звука [ш].
Ход выполнения упражнения: слег­ка приоткрыть рот и широким перед­ним краем языка облизать верхнюю губу, делая движение языком сверху вниз, но не из стороны в сторону.
Методические указания: 1) сле­дить, чтобы работал только язык, а нижняя челюсть не помогала, не «подсаживала» язык наверх; 2) язык должен быть широким, а его боковые края касаться углов рта. Как только язык станет распластанным, «шпате­лем» поднять его наверх и завернуть на верхнюю губу.
Необходимо обратить внимание ребёнка на активные движения широ­кого языка. Широкий передний край языка полностью накрывает верхнюю губу, плотно прижимаясь к ней, бо­ковые края смыкаются с углами рта, таким образом, язык принимает фор­му чашечки.
Упражнение 5. «ИГОЛОЧКА».
Цель: вырабатывать умение удер­живать язык узким.
Ход выполнения упражнения:
улыбнуться, приоткрыть рот, обна­жить резцы, узкий, прямой язык про­сунуть между зубами. Удерживать под счёт до пяти.
Методические указания: 1) губы растянуты в улыбке без напряжения;
2) язык не загибается и не касается губ; 3) следить, чтобы язык не откло­нялся в сторону.
Упражнение 6. «БЛИНЧИК»
Цель: вырабатывать умение, рас­слабив мышцы языка, удерживать его широким, распластанным.
Ход выполнения упражнения: немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлёпывая его губами, произносить звуки «пя-пя-пя». Удерживать широ­кий язык в спокойном положении и при открытом рте под счёт от одного до пяти-десяти._
Методические указания: 1) ниж­нюю губу не следует подворачивать и натягивать на нижние зубы; 2) язык должен быть широким, края языка касаются углов рта; 3) по­хлопывать язык губами несколь­ко раз на одном выдохе (следить, чтобы ребёнок не задерживал при этом выдыхаемый воздух); 4) язык расположен в полости рта симме­трично.
Одновременно это упражнение способствует выработке направлен­ной воздушной струи.
Упражнение 7. «ПОЧИСТИМ ЗУБЫ»
Цель: выработать умение удержи­вать кончик языка за нижними зуба­ми, активизировать кончик языка.
Ход выполнения упражнения: улыбнуться, показать зубы, приот­крыть рот и кончиком языка «почи­стить» нижние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сто­рону, потом снизу вверх.
Методические указания: 1) губы неподвижны, находятся в положении улыбки; 2) следить, чтобы язык дви­гался у дёсен, а не скользил по верх­нему краю зубов; 3) следить, чтобы при движении снизу вверх язык был широким и начинал движение от кор­ней нижних зубов.

Источник: И.К.Боровская " Учимся говорить правильно", Минск 2017