Меню раздела

Белорусский фольклор

      Фольклор – наилучшее  средство  воспитания  детей.  Тот,  кто  умеет  увлечь  детей  колыбельной,  потешкой,  песенкой  добивается  в  воспитании  быстрых  и  видимых  результатов.  Малыши  начинают  говорить  первые  слова,  делать  осознанные  движения  и  жесты,  меньше  волнуются,  капризничают.  Дети  в  возрасте  4-7  лет  хорошо  поют, у  них  развито  чувство  ритма,  легко  запоминают   мелодии и  тексты.  Народные  игры  способствуют  развитию  у  детей  активности,  скорости,  хорошей  реакции.

     Использование  белорусского  фольклора  в  музыкальном  развитии  детей  имеет  большое  значение: 

  1. Примеры  детского  фольклора  представляют  относительно  простые  модели  мелодики  и  ритма ( например,  диапазоны  детских  песен  охватывают  примарные  тона  детского  голоса  и  складываются  с  доступных  каждому  ребёнку  секундовых,  терцевых,  и  квинтовых  интонаций).
  2. Детский  фольклор   способствует  не  только  игровому  восприятию  народных  традиций,  но  и  слуховому  образованию,  развитию  музыкальной  памяти.
  3. Предлагает  для  восприятия  хорошие  примеры  основных  мелодико – ритмических  комплексов  народной  музыки,  поскольку  детские  песни  построены  на  традиционных  попевках – формулах,  которые  облегчают  восприятие  детьми  разных  песен,  способствуют  возникновению  индивидуальных  вариантов  традиционных   фольклорных  узоров.
  4. Детский  фольклор  соответствует  возрастным  особенностям  детей,  прививает необходимые  нормы  поведения,  эстетические  взгляды  в  доступной  для  детей  форме.                  

      Одна  из  основных  составляющих  белорусского  фольклора – это  песни.  В  них  есть  качества,  которые  необходимы  для  развития  первых  музыкальных  навыков.  Слушая  или исполняя  простой  напев,  который  складывается  из  одной-двух  нот,  дети  развивают  чувство  ритма,  учатся  усиливать  звучание  на  сильных  долях  такта,  понимать  и  чувствовать  характер  музыкальных  произведений.  Первые  музыкальные  впечатления  способствуют  также  приобщению  к  белорусской  культуре  с  детства,  воспитывают  чувство  Родины.  Уже  дети  раннего  возраста  проявляют  признаки  радости,  оживления  при  первых  звуках  знакомых  песен,  когда  слушают  их  в  исполнении  взрослого.  Малыши  своим  гулением  будто  участвуют  в  музыкальном  процессе.  Колыбельные,  потешки  вызывают  положительные  эмоции  и  первые  эстетические  критерии. Программа  музыкального  воспитания  в  детском  саду  должна  строится  на  принципах  преемственности.  Новый  фольклорный  материал  осваивается  на  базе  прошлых  знаний.  Прежде  чем  включать  в  репертуар  новое  движение,  лучше  повторить  что-нибудь  с  прошлого,  похожего  по  мелодии,  ритму  и  образу.  Народная  песня  является  важным  средством  формирования  певческих  навыков  детей.  Она  не  только  обладает  большим  вокально-педагогическим  потенциалом,  но  и  является  эффективным  средством  идейно - эстетического  и  морального  воспитания  детей.  Объясняется  это  тем,  что  многие  фольклорные  песни  совершенные  по  форме,  высокоидейные  по  смыслу  и  доступные  для  использования  детьми.  Эти  песни  проникнуты  жизне восприятием  самого  народа,  объективно отражают  его  прошлое  и  будущее.

     Занятия  по  музыкальному  фольклору  лучше  всего  проводить  в  форме  игры,  потому  что  вокальное,  ритмическое  и  слуховое  воспитание  детей  лучше  осуществлять  с  помощью  игровых приёмов,  в  частности  инсценировок  народных  песен,  а  также  методов  и  приёмов  ритмического  воспитания  с  помощью  народных  детских  музыкальных  инструментов  таких  как:  дудочки,  свистульки,  звоночки, цимбалы  и  другие.  Игра  на  народных  инструментах  разносторонне  воздействует  на  развитие  сенсорики,  музыкального  слуха  и  чувства  ритма.  Поиск  новых  звуковых  оттенков  звучания,  знакомство  с  традициями  инструментального  воспитания  обогащает  творчество  детей,  создаёт  перспективы  их  музыкального  воспитания  и  развития.   В  развитии  чувства  ритма,  повышении  двигательной  активности,  пластики  телодвижений  большую  роль играют  белорусские  народные  танцы,  такие  как:  «Лявониха»,  «Крыжачок»,  «Микита»,  «Каза»,  «Юрачка»,  «Бычок»  и  другие.

   Приобщению  детей  к  белорусской  культуре  способствует  проведению  в  нашем  дошкольном  учреждении  белорусских  народных  праздников,  таких  как:  «Каляды»,  «Гуканне  вясны»,  «Масленица»,  «Вяликдень»  и  другие.  Такие  праздники  вызывают  у  детей  положительный  эмоциональный  отклик  и  формирует  интерес  к  белорусскому  фольклору.

      К  сожалению,  в  наши  дни  белорусский  фольклор  мало  используется  или  вообще  не  используется  для  воспитания  детей  в  семьях.  Сегодняшние  родители  чаще  всего  сами  не  знают  фольклора  и  не  представляют  как  знакомить  детей  с  ним.  И  наша  задача  восполнить  эту  потерю  использованием  белорусского  фольклора  в  развитии  и  воспитании  детей.  Для  решения этой  задачи  в  перспективе  планируется  проведение  семейных  белорусских  обрядовых  праздников, разработка  консультаций  для  родителей  о  необходимости  использования  белорусского  фольклора  в  развитии  детей.

Интернет-источник: https://cyberleninka.ru/article/n/belorusskiy-folklor-belaruski-falklor-materiyaly-i-dasledavanni-zbornik-navukovyh-prats-vyp-1-minsk-belaruskaya-navuka-2014-464-s